Подбородный ремешок для германского шлема М16 (рогач), качественная копия. Оттенки цвета кожи могут отличаться от представленных на фото, в зависимости от партии ремешков.
М16 стальной немецкий шлем проектировался с целью заменить кожу, сталь и войлочное покрытие версии pickelhaube из-за возросшего количества ранений в голову, которые получали солдаты германской армии.
Экспериментальное исследование шлема, под руководством профессора Шверда (Schwerd) Технического Института в Ганновере, началось в конце 1915 года созданием различных форм и конфигураций. Самые ранние эскизы проекта и патентованные рисунки устанавливают, что подобные рожку вентиляционные приспособления, для крепления надбровной пластины, были всегда составляющей частью проекта.
Шлем версии М16, впервые был выдан солдатам, воюющим в Вердене зимой 1915-16 г., в шести возможных размерах: 60, 62, 64, 66, 68 и 70. Размеры 60 - 64 из-за меньших параметров, имели регулируемую втулку вентиляционного рожка, чтобы держать лобовую пластину одного размера.
Несколько компаний производило М 16, среди них Eisenhuttenwerke и Siemens-Halske. Заводской код обычно наносили с внутренней стороны в левой ушной зоне, в конце кода проставляли размер шлема. Например, надпись для размера - 64, производимого Eisenhuttenwerke, самый массового изготовителя, - ET64 , для Siemens-Halske - Si64. Другие фабричные приставки включают K, W, TJ, BF и G.
Модель шлема M16 отличается толстым кожаным лепестковым подшлемником, который состоит из кожаного обруча и трёх кожаных сегментов с двумя язычками (three-tongued в патентованных рисунках). Каждый сегмент оснащен подушкой из конского волоса или полотна, чтобы смягчить удар головы, одна на лбу и по одной над ушами. Владелец подгоняет подшлемник под себя, стягивая язычки кожанным ремешком или шнурком.
Сегменты подшлемника обычно коричневые, светлые часто появляются в M17 и M18. Подбородочные ремни, как на M 16, так и M 17, варьируют в ширине и толщине, но в правильной конфигурации всегда крепятся к выступающим втулкам на раковине шлема в зоне ушной защиты, нужная длина регулируется двумя скользящими пряжками, петли ремешка фиксируются заклёпками. Подбородочные ремешки часто рвались и ремонтировались либо заменялись в полевых условиях.
Надбровная пластина тяжелая, весом около 5 фунтов (2.5kg). Пластина обеспечивала пуленепробиваемость на 150 футов (50 м) и крепилась к шлему кожаным ремнем с двойной заклепкой по бокам, эта конфигурация также использовалась в более позднем М18. Двухрядная заклепочная система, однако, не позволила достаточно растягиваться коже при результирующем давлении и ремни обрывались. Возможно это одна из причин, почему оригинальные ремни на M 18 сохранились редко. Качество обработки края пластин различается. Часто край не гладкий. Он обычно красился в тот же цвет, что и шлемы, но есть много примеров, когда слой краски был настолько тонок, что сейчас кажется, будто был непокрашен. Маркировки производителей обычно штамповались на металле с внутренней стороны справа. Krupp, например, представляется тремя, частично пересекающимися кругами. Другая часто встречающаяся марка - буква R, за которой следуют любые цифры, фигура в форме "звонка" или серии букв и цифр. Часто также встречается штамп букв AK, которые являются официальной военной акцептной маркой. Такой чернильный штамп, также находился на бронежилете, который носился в то же время, что и лобовая пластина. Однако, встречаются подлинные пластины без каких-либо маркировок вообще.
Австрийские лобовые пластины, более редкие , чем немецкие - обычно почти идентичны в форме и цвете, но некоторые сделаны из более толстого металла и имеют лучшую обработку граней. Австрийский ремень тканный и крепится единственной заклепкой с каждой стороны пластины или сшивается. Этот же вид ремня, применяемый на австрийских шлемах, имеет металлические армированные отверстия для зубца застёжки и кожаные укрепления в конце ремешка.
Модель 1917 года
Весной 1917 года, в связи с недостаточными поставками кожи, ввели подшлемник с металлическим обручем шириной 2,6 см, вместо кожаного М.16. Это перфорированный обруч с тремя группами по 32 отверстия, к которому прикреплялись три кожанных сегмента с амартизационными подушечками.
Подшлемник всё чаще изготавливают из светлой кожи, вместо коричневой М16. С внешней стороны шлем М 17 ничем не отличается от М 16.
Отличительные признаки:
Металлический обруч и светлая кожа подшлемника, крепление подбородочного ремня как на М 16 кронштейном к шлему.
Модель 1918
Крепление подбородочного ремешка производится с двух сторон к прямоугольным рамкам металлического обруча. Кожаный ремешок состоит из двух частей. С правой стороны более длинный ремешок продевается через прямоугольное кольцо и имеет пряжку для регулирования длины и заканчивается металлическим карабином. Левосторонний ремешок более короткий продевается в прямоугольное кольцо короткой петлёй и фиксируется двумя клёпками, наподобие заклёпок на ремешке лобовой пластины. Заканчивается ремешок застёжкой для карабина и кожаным подбородником, защищающим лицо от повреждений металлическими деталями. Гладкая сторона подбородной накладки содержала марку производителя и дату. Например, "Hermann Freimann 1918 Nurnberg" and "Ludwig Raffael Nurnberg 1918."
В наши дни очень трудно найти M16 и M17 с оригинальными подбородочными ремешками, даже более проблематично относительно М18. Позднее на этих шлемах использовали подбородочные ремни и подшлемники послевоенного переходного шлема М27 и шлема парашютистов на четырёх кламерах.
На М18 подшлемники чаще всего изготавливали из светлой кожи, но по-прежнему встречались и коричневые экземпляры. На подушке оттиск производителя иногда совпадает с оттиском на подбороднике.
Краска на М18 тёмно-зелёная, почти чёрная. Однако это может быть результатом старения.
Модель 1918 с вырезанными краями.
В августе 1918 года, когда Германское военное министерство решало вопрос о замене модели М91 (pickelhaube) , с фронта стали поступать жалобы солдат на плохую слышимость в шлеме М17. Учитывая это, было произведено 2 100 шлемов 64 размера с урезанной ушной секцией. Нововведение оказалось успешным настолько, что позволило телефонистам в полевых условиях работать не снимая шлема.