Эмблема автомобильных частей РККА и шоферы всех родов войск, кроме автобронетанковых: ось с автоколесами, крыльями и рулем. Качественная копия. Цена указана за пару.
Вторую мировую войну очень часто называют «войной
моторов», в которой техника сыграла ключевую роль. Как правило, на
первый план выставляется авиация и бронетехника, но ничуть не меньший
вклад в дело Победы внесли и автомобили. Надежное обеспечение Красной
Армии автомобильным транспортом сыграло немаловажную роль в подготовке и
проведении военных операций Великой Отечественной войны.
Автомобильные части РККА широко привлекались для обеспечения
маневра войск. В годы Великой Отечественной войны во всех боевых
операциях автомобили служили основными транспортными средствами доставки
и эвакуации личного состава, военной техники и вооружения, различных
воинских грузов, а также буксировки прицепов и полуприцепов. Несмотря на
героизм солдат и офицеров Красной Армии, немецким войскам удалось за
считанные месяцы захватить значительную часть западных областей
Советского Союза. Ценой огромных потерь советские войска смогли
остановить наступление вермахта. Красная Армия в этих боях потеряла
огромное число автомобилей и иной военной техники. В то же время из-за
эвакуации заводов в восточные районы страны осенью 1941 года
производство автомобилей в СССР было практически парализовано, и только с
весны 1942 года оно возобновилось, но уже в ограниченных масштабах.
Именно в этот, наиболее сложный, период (осень 1941 зима 1942 года)
начались поставки вооружения и военной техники сначала по договору
взаимопомощи с Великобританией, а затем и из США по программе ленд-лиза.
1 октября 1941 года был подписан первый протокол по программе
ленд-лиза, который открыл дорогу поставкам в СССР американского
вооружения и военной техники. В конце года пришел первый конвой с
американскими машинами, а в 1942 году начались массовые поставки
автомобилей через Иран.
Часть автомобилей поступала в готовом виде через порты Севера и
Дальнего Востока, а также с юга через советско-иранскую границу,
причем машины шли своим ходом. Другая же часть собиралась из импортных
деталей на Горьковском автозаводе и Московском заводе им. И. В. Сталина,
где за годы войны было собрано 119 600 автомобилей.
С 1942 года в Красную Армию поступали автомобили большей частью
американского и канадского производства. Всего СССР за годы Великой
Отечественной войны получил по программе ленд-лиза 429 612 машин, то
есть более чем в два раза больше автомобилей и тягачей, чем было
изготовлено советским автопромом за годы войны (из 205 000 автомобилей,
выпущенных советскими заводами с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года,
РККА получила в общей сложности 150 400 машин). В рамках союзнических
поставок по ленд-лизу в СССР поступали автомобили примерно 50 моделей 25
автомобильных фирм (не считая фирм-производителей различных частей и
агрегатов). Из этого числа более трети поставок (более 152 000 машин)
пришлось на грузовой автомобиль Studebaker US 6, который к концу войны
стал основным грузовиком Красной Армии. Также Советский Союз за четыре
года войны получил 50 501 командирскую машину Willys МВ и Ford GPW. Из
автомобилей специального назначения следует отметить амфибии Ford GPA,
придававшиеся в составе специальных батальонов танковым армиям для
проведения разведывательных операций при форсировании водных преград, и
GMC DUKW 353, используемые главным образом инженерными частями при
устройстве переправ. Машин других моделей было существенно меньше, а
некоторые присылались в единичных экземплярах.